Формирование функциональной грамотности

 Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

"Гимназия №38"

г.Дзержинск Нижегородская область 

Формирование функциональной грамотности

 

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников.Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Сегодня функционально грамотный ученик - индикатор качества образования. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.

Демонстрируя традиционно высокий уровень академической подготовки по учебным предметам, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях для решения практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты участия в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.

Что такое функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Ее можно определить как «повседневную мудрость» способность решать задачи за пределами школьной парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.

 

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон. 

 

Измерение (оценка) функциональной грамотности  проводится по шести направлениям:

  • читательская грамотность,
  • математическая грамотность,
  • естественнонаучная грамотность,
  • финансовая грамотность,
  • глобальные компетенции,
  • креативное мышление.

 

Нормативные документы

Федеральный уровень:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» смотреть
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности смотреть
  • УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) смотреть

 

Региональный уровень:

 

Муниципальный уровень:

 

Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности 

  • Федеральный портал Академия Минпросвещения России – https://apkpro.ru
  • Единое содержание общего образования – https://edsoo.ru/
  • Организационно-методическое сопровождение по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности - https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/ 
  • Семинар для руководителей по включению в образовательную деятельность учителей-предметников заданий на формирование функциональной грамотности, метапредметных умений, а также использования заданий в формате PISA – https://youtu.be/Q5TB8gNdwdA
  • Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
  • Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
  • Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
  • Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
  • Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»: https://myshop.ru/shop/product/4539226.html
  • Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
  • Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction.
  • Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa
Дата последнего обновления страницы 12.11.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения