Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников.Все чаще высказываются мысли о необходимости развивать у школьников функциональную грамотность. Сегодня функционально грамотный ученик - индикатор качества образования. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях.
Демонстрируя традиционно высокий уровень академической подготовки по учебным предметам, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях для решения практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты участия в международных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS.
Что такое функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Ее можно определить как «повседневную мудрость» способность решать задачи за пределами школьной парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
Измерение (оценка) функциональной грамотности проводится по шести направлениям:
- читательская грамотность,
- математическая грамотность,
- естественнонаучная грамотность,
- финансовая грамотность,
- глобальные компетенции,
- креативное мышление.
Нормативные документы
Федеральный уровень:
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО смотреть
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности смотреть
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности смотреть
- Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности» смотреть
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности смотреть
- УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) смотреть
Региональный уровень:
Муниципальный уровень:
Электронные ресурсы по формированию функциональной грамотности