И обучение, и развлечение!
Акция "Час Кода" в нашей гимназии проходила в период с 4 по 12 декабря. Ну вот и пришло время подводить итоги акции. Как жаль, что она закончилась. Или только началась? Возможно для кого-то она только началась и наши мероприятия дадут кому-то старт в изучении основ программирования и информатики. Равнодушных не было никого! Много отзывов об этой акции написали мне ребята и только самые положительные. Но об этом чуть позже. Что такое "Час Кода"? Это интересный интерактивный онлайн проект, с помощью которого можно познакомиться в игровой форме с азами алгоритмизации и программирования, написать свой код и помочь персонажам выполнить задания. Благодаря этому проекту у ребят появилась возможность сделать первые шаги в освоении профессии программиста, а у учителя - наглядно продемонстрировать, насколько привлекательна эта сфера деятельности. "Что такое, по сути, любая программа или компьютерная игра? Это набор команд для компьютера, составленный на понятном ему языке" - такие слова я часто произносила на уроке, но чувствовала, что смысл моих слов остается до конца не понятым.
Спасибо организатором акции! В наглядной, доступной форме, играя, ребята решали алгоритмические задачи и я видела, что они поняли, что такое алгоритм и программа! Многие об этом написали в своих отзывах об этой акции и серьезно задумались о продолжении обучения программированию и решили связать свою профессию с миром IT. Но школьный курс информатики не дает таких возможностей... Парадокс - Всероссийские олимпиады школьников разных уровней по информатике исключительно по программированию, а в школьной программе на изучение алгоритмизации и программирования отводится смешное количество часов. Мне как учителю информатики с большим стажем понятно, что нужен более гибкий подход к решению данной проблемы. Такие акции как "Час Кода" очень необходимы.
Как все проходило?
Моя задача была привлечь как можно больше участников, чтобы показать, что составлять алгоритмы, а значит и программировать могут все! Чтобы участники почувствовали, что можно быть не только потребителями, но и созидателями в сфере информационных технологий, что это интересно, увлекательно и престижно.
Участниками акции стали гимназисты 2 - 11-х классов. В ходе акции "Час Кода" было охвачено в общей сложности не менее 410 учеников (2 классы - 65 чел., 4 классы - 69 чел., 5 классы - 37 чел., 7 классы - 36 чел., 8 классы - 66 чел., 9 классы - 72 чел., 10 классы - 48 чел., 11 классы - 17 чел.). Возможно, участников было больше, так как дети передавали информацию об этой интересной акции друг другу.
Акция была проведена как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях, в том числе и с использованием домашних компьютеров. Формы проведения были разные в зависимости от возраста:
Урок «Час Кода» с использованием онлайн тренажера «Лабиринт» (2-11 классы)
Так как я обучаю 4-11 классы, а также являюсь классным руководителем 9а класса и веду занятия в объединении дополнительного образования, мне было несложно составить план и провести мероприятия. Провести уроки во 2-х классах и разместить всех ребят за компьютеры (у нас 2 компьютерных класса) мне помогла моя коллега.
Накануне я объявила ребятам о предстоящей акции, изучила предложенный методический материал по проведению акции на сайте www.coderussia.ru. , разместила на сайте гимназии объявления в разделах Актуальная тема, Родителям, Ученикам и обращение к родителям, чтобы они поддержали дома ребят и помогли им при необходимости.
Уникальные материалы акции (мотивационный ролик, тренажер и видеолекция от руководителей ИТ-компаний) позволили добиться высокого уровня вовлеченности учащихся во время занятий, сформировать мотивацию к самообразованию и создать ситуацию успеха на уроке для каждого.
"Час кода" в начальной школе | ||
"Час кода" в 5-9 классах | ||
"Час кода" в 10-11 классах | ||
Использование домашних компьютеров | ||
При проведении уроков "Час Кода" можно выделить следующие этапы:
Просмотр мотивирующего ролика с участием ИТ- персон
Просмотр видеоролика представителей ИТ- компаний
Практические занятия с онлайн - тренажёрами
Рефлексия. Подведение итогов занятия. Распечатка сертификатов.
Ребята с большим увлечением смотрели видеоролики, с ещё большим азартом приступили к выполнению заданий на онлайн тренажерах. Уроки пролетали очень быстро, и некоторые так и не успели пройти 10-й уровень. Им я посоветовала пройти его дома и принести распечатанные сертификаты. Интересно было отметить и тот факт, что начальная школа ничуть не хуже справлялась с заданиями, чем старшие дети. Это доказывает, что ребенок способен решать алгоритмические задачи с раннего возраста. Некоторые дети дома самостоятельно после проведенного урока изучили среду визуального программирования «KODU» и принесли мне созданную игру. Восторгу не было предела!
Для 9 классов я провела внеурочные занятия с использованием среды визуального программирования «KODU» в рамках дополнительного образования. Так как не было наушников, вместе просматривали видеоуроки по созданию игры в среде «KODU», а затем ребята в небольших группах или индивидуально пробовали создать свою игру. Многие не ограничились занятиями в гимназии - продолжили создавать свои игры дома, а потом приносили мне для показа. Радость от успеха граничила с удивлением - создавать свою игру - это что-то новенькое! Например, Абросимова Полина из 9в класса написала в отзыве об акции: "Моя игра получилась настолько увлекательной и доступной, что моя младшая сестра теперь приглашает друзей, и они вместе собирают яблоки и сражаются друг с другом. Кто бы мог подумать, что я сама смогу такое разработать! Совсем нетрудно, советую каждому попробовать. Как замечательно, что российским подросткам предоставляется такая наглядная и интересная форма знакомства с программированием!"
Кстати, некоторые ученики 4 класса тоже попробовали себя в роли создателей игры в среде визуального программирования «KODU». Неплохо получилось! Сами изучили материал в домашних условиях, возможно с помощью родителей. Мне, как педагогу, было очень приятно наблюдать за такой увлеченной работой своих учеников.
На классном часе на тему "Мое отношение к IT технологиям", который я провела в 9а классе, ребята продолжили обсуждение роли информационных технологий в нашей жизни, поделились своими впечатлениями от акции. Мне очень пригодился методический материал сайта www.coderussia.ru для организации дискуссии. Начала я классный час со слов: "Чтобы развивать информационные технологии и выпускать конкурентоспособные на мировом рынке продукты, нужны хорошие программисты. Это аксиома. Хороших программистов сегодня не хватает - это тоже, к сожалению, аксиома. Хотелось бы обратить внимание на аспект, который часто упускается из виду при решении этой проблемы. Как заметил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, программистов, как спортсменов, нужно готовить с самого раннего возраста. И это принципиальный момент" (Российская газета RG.RU). Затем изучили методические материалы акции "Час Кода":
Вот некоторые высказывания ребят 9а класса на классном часе (я попросила их не только выступить, но и написать свои мысли в письменной форме):
Анисимов Сергей: "...В результате акции "Час Кода" у меня координально изменилось представление о программировании... Я заинтересовался, и теперь тоже решил заниматься дополнительно программированием....Информационные технологии дают нам огромные возможности. Они помогают осуществить нам наши планы, идеи, задумки. И я хочу улучшить свои знания в этой области"
Миронова Зоя: "...Хотелось бы, чтобы таких акций было больше, так как они помогают подросткам узнать о профессиях намного больше и сделать правильный выбор"
Дмитриев Никита: "...В итоге я могу сказать, что время, которое я провел в "Часе Кода" не проведено впустую. Я получил опыт в программировании и создал собственную игру в среде KODU. Возможно, я продолжу программирование в будущем."
Сильянов Илья: "Я думаю, что IT технологии на сегодняшний день являются неотъемлемой частью нашей жизни. Мы живем в информационном веке, а умение соединять информацию в единые потоки - это преимущество! ... Я думаю, что умение пользоваться IT технологиями сейчас необходимо всем, чтобы каждый человек мог обеспечить себе достойное место в жизни, умение творчески развиваться, самореализацию..."
Власова Даша: "Всемирная акция "Час Кода" очень заинтересовала меня. Я никогда не сталкивалась с программированием и, честно говоря, не знала чего ожидать от "Часа Кода". Сначала я испугалась, что не смогу составить программу, но потом была поражена. Оказывается, составлять алгоритмы увлекательно и интересно, а после прохождения, мне выдали сертификат. Это что-то новенькое!"
Для старшеклассников такие мероприятия это ещё и профориентация. Одна из актуальных проблем современной России – нехватка инженерно-технических кадров. В первую очередь это касается специалистов в области информационных технологий и программирования. Поэтому я, попыталась сформировать у старшеклассников объективную картину в сфере ИТ технологий и предложила им ещё раз вернуться к этому материалу на сайте гимназии .
Для 9-11 классов я предложила написать сочинение на тему «Роль IT технологий в моей будущей профессии». Откликнулись многие. Читая эти сочинения, я ещё раз убедилась, что акция прошла не зря. Интерес молодых людей к изучению информационных технологий и информатики возрос. Ребята для себя сделали вывод: какую бы профессию в будущем они не выбрали - знания в области IT технологий нужны и важны!
Вот выдержки из некоторых сочинений:
Никонова Лена, 11б: "Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Применение ЭВМ стало обыденным делом...Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке. Поэтому без информационных технологий , равно как без энергетических, транспортных и химических технологий оно нормально функционировать не может."
Костенкова Ксения, 10б: "Я мечтаю, чтобы моя будущая профессия была связана с медициной. ...В этой сфере появилась необходимость IT технологий. В настоящее время высококлассные специалисты проводят невообразимые операции, открываются чудеса точнейшей диагностики, что было бы невозможно без IT технологий.... Значимость IT технологий я могла бы доказать с помощью нескольких примеров - лазерная коррекция зрения...микронейрохирургия и т.д. ... Современность диктует особые условия, а потому уже неудивительна столь важная роль информационных технологий в, казалось бы, совершенно далекой от них медицины"
Пронозина Ульяна, 10б: "...В будущем я хотела бы выучиться на архитектора....И конечно же в ней нельзя обойтись без компьютерных программ... Таким образом, мы понимаем, что информационные технологии служат для расширения возможностей архитектора...Нужно отойти от привычной методики проектирования и вести разработку архитектурного объекта на основе построения информационных моделей, позволяющих обрабатывать большие объемы данных"
Куликова Таня, 11а: "...Информационные технологии делают нашу жизнь более разнообразной...без IT технологий наш мир начнет регрессировать..."
Приведу еще отзывы некоторых учащихся:
Синина Катя, 4б: "Игра Ам-Ням мне очень понравилась. В ней я смогла создать много разных алгоритмов сама того не зная! Я смогла не только позаниматься информатикой, но и поиграть в игру!...Огромное спасибо производителям, было очень интересно и весело!"
Кабаева Алина, 4а: "Мне очень понравилась игра Ам Ням. Игра состояла из 10 лабиринтов. Первые лабиринты были простые и я сама с ними справилась. Самый сложный был 10-й лабиринт. Пришлось долго думать. Моя мамочка помогла мне. Мы успешно с ним справились"
Куринова Ангелина, 5б: "Я сама смогла пройти все 10 уровне в лабиринте Ам Няма. Очень интересно составлять алгоритм и видеть, что из этого получается!"
Диков Саша, 8б: "...Информационные технологии стали незаменимой частью нашей жизни. Я принял участие в акции "Час Кода" и понял, что программировать это интересно! И вообще такие игры развивают внимание, логику, ум. Мне очень понравилось!"
Абросимова Полина, 9в: "...Мы прослушали видеолекции о роли информационных технологий в нашей жизни, рассказ учительницы о профессиях, связанных с ИТ технологиями. Затем прошли лабиринты с Ам Нямом...
Вторая часть акции – игра KODU намного сложнее первой, но в то же время намного увлекательнее...
Моя игра получилась настолько увлекательной и доступной, что моя младшая сестра теперь приглашает друзей, и они вместе собирают яблоки и сражаются друг с другом.
Кто бы мог подумать, что я сама смогу такое разработать! Совсем нетрудно, советую каждому попробовать. Как замечательно, что российским подросткам предоставляется такая наглядная и интересная форма знакомства с программированием!"
Клюева Алина, 9б: "... Я очень рада, что наша учительница провела эту акцию...Для каждого ребенка это опыт, развитие самого себя. Возможно, кто-то из нас станет известным программистом и вспомнит, возможно, что благодаря этой акции он смог выбиться в люди"
Воскресенская Даша, 9в: "...Акция "Час Кода" изменяет представление о программировании...Кроме того, еще раз доказывает, что информатика и компьютерные технологии доступны каждому"
Подводя итоги акции, хочется еще раз поблагодарить от своего имени и имени гимназистов организаторов акции "Час Кода".
Результат для учащихся:
Приобщение учащихся к миру IT технологий, к изучению информатики и программирования, практические навыки реализации основных алгоритмов.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, целенаправленной познавательной деятельности
Групповая коммуникация
Массовое участие обучающихся в акции «Час кода». Получение сертификатов участников
Создание собственных игр в среде «Коду»
Участие в олимпиадах по программированию
Результат для учителя:
получение методических материалов
оценка мотивации учащихся
внесение коррективов в свою работу
В заключении хочется обратиться к тем гимназистам, кто по каким-либо причинам не смог принять участия в акции "Час Кода". Я хочу успокоить и порекомендовать познакомиться с методическими материалами акции (смотреть) и посетить сайты, где вы найдете много интересного. Есть, например, проект "Час Кода". Зайдя на страницу проекта в сети любой желающий может попробовать себя в роли программиста.